Новое в Жилищном законодательстве

27.10.2016

О раскрытии информации управляющими организациями.

  Законом № 469-ФЗ, изменены сроки наступления ответственности за наполнение информацией ГИС ЖКХ. Обязанность управляющих организаций публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru в качестве лицензионного требования сохранилась.                      

Размещение  информации в ГИС ЖКХ.

Обязанность лиц, управляющих МКД, размещать в системе информацию предусмотрена ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ, а также ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В последней из указанных норм говорится, что порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ сведений об управлении МКД устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

 В  соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона № 263-ФЗ положения ч. 10.1 ст. 161 применяются с 01.07.2017  для всех субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предусмотрена ст. 13.19.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД.

 Частью 2.2 ст. 6 Закона № 263-ФЗ установлено, что до 01.01.2018 (ранее – до 01.01.2017) положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении ИП и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ.

Ст. 198 ЖК РФ больше не требует размещать такие сведения на сайте www.reformagkh.ru. Перечень сведений, подлежащих раскрытию, приведен в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, право управлять домом зависит от размещения лицензиатом сведений о доме именно в системе, а не на официальном сайте для раскрытия информации.  Размещение информации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (перечень лицензионных требований) была дополнена п. 6.1: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ применяются с 01.01.2018, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 01.07.2019..

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Частью 3 ст. 5 Закона № 469-ФЗ установлено,что положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно.

 Согласно п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой УК обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ в редакции Закона № 469-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 (ранее – до 01.07.2016), а на территориях городов федерального значения – до 01.07.2019.

Изменения в законодательстве по обращению с ТКО

В соответствии с ФЗ № 458-ФЗ в первоначальной редакции предусматривалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016. Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017. Согласно поправкам, введенным Законом № 486-ФЗ, указанный срок сдвинут  на два года.

В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019.

В соответствии с  п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018, а предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

До возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу отходов.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об  особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах"

 

Новое в капитальном ремонте общего имущества в МКД.

 

Законом № 498-ФЗ в разд. IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ внесены нижеперечисленные изменения.

Реконструкция за счет взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Субъект РФ может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.

 

Бюджетные средства также образуют фонд капитального ремонта.

Согласно поправкам, внесенным в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (бюджетные субсидии)  образуют фонд капремонта. Эти средства также могут зачислять на спецсчет, открытый для формирования фонда по решению общего собрания ( п. 5.1 ч. 1 ст. 177). О наличии и движении фонда (в том числе бюджетных субсидий) владелец спецсчета должен отчитываться в соответствии с законом помимо отчетности, предусмотренной правовыми актами о порядке предоставления субсидий.

 

Установление предельных сроков принятия решений ОМСУ.

 ОМСУ принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение месяца со дня получения от органа ГЖН в соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ информации о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда и (или) не реализовали его (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ);

       ОМСУ принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой, если собственники помещений, формирующие фонд ремонта в «котле», не приняли такое решение в течение трех месяцев после получения предложения регионального оператора. Решение должно быть принято ОМСУ в течение месяца со дня истечения срока, отведенного для принятия решения собственниками помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ);

        ОМСУ принимает решение о переводе фонда капремонта в «котел», если собственники помещений, формирующие фонд на спец­счете, не провели ремонт в сроки, установленные региональной программой, и данный ремонт необходим. Решение принимается в течение месяца со дня получения уведомления об этом факте (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

        Также установлены временные ограничения для принятия решения об определении регионального оператора в качестве владельца спецсчета в случае, если собственники помещений не провели собрание или не реализовали принятое решение о выборе владельца счета или об изменении способа формирования фонда в случае, когда владелец спецсчета прекратил управление МКД, было принято решение о его ликвидации либо он был признан банкротом. Итак, ОМСУ должен уложиться в те же сроки, что и собственники помещений (два месяца со дня прекращения управления домом владельцем спецсчета) (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).

 

Отчетность по спецсчету.

В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:

·           о размере средств, начисленных в качестве взносов;

·           о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);

·           о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;

·           о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);

·           о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Если решением общего собрания на какое-либо лицо, не являющееся владельцем специального счета, возложены полномочия по выставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ), данное лицо обязано представлять владельцу счета в порядке и сроки, которые установлены региональным законом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (новая ч. 3.2 ст. 175).

В соответствии с изменениями в ч. 7 ст. 177 ЖК РФ не только собственник помещения в МКД вправе обратиться в банк и ко владельцу спецсчета за получением информации о сумме зачисленных платежей собственников, остатке средств, всех операциях по счету. Теперь аналогичное право есть у органа ГЖН, таким образом получившего возможность проверить достоверность отчетности владельца спецсчета.

 

О переводе фонда капитального ремонта от регионального оператора на спецсчет.

Поправками, внесенными в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, вдвое сокращен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда кап­ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на спецсчете. Ранее оно начинало действовать через два года после направления региональному оператору решения общего собрания, если меньший срок не был установлен региональным законом (при этом наличие задолженности по кредиту на капремонт было препятствием для изменения способа формирования фонда ранее и является таковым в настоящее время). Теперь данный срок составляет один год.

 

Капитальный ремонт после чрезвычайных ситуаций.

В часть 6 ст. 189 ЖК РФ введены новые положения, согласно которым при возникновении чрезвычайных ситуаций решение о проведении ремонта (перечне работ, сроках выполнения, смете расходов и источнике финансирования) принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт проводится без включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Поскольку дополнение внесено в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, оно распространяется лишь на ремонт домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора.