Комплексный подход к автоматизации хозяйственного учёта для управляющих компаний и ТСЖ. («Совет директоров»)

05.04.2010

К проблемам модернизации жилищно-коммунального хозяйства сегодня приковано внимание всех уровней власти — от президента до глав муниципальных образований. О реформах в этой отрасли говорится давно, однако их реализацию по-прежнему затрудняет множество до сих пор не решённых вопросов.
В начале года ситуация резко обострилась из-за неудержимого роста тарифов. По мнению вице-премьера правительства России Дмитрия Козака, негатив связан в большой степени с уклонением местных властей от реформирования жилищно-коммунальной системы. Пользуясь отсутствием должного контроля, управляющие компании и обслуживающие жилой фонд организации включают в тарифы все издержки, компенсируя таким образом свою бесхозяйственность.
- Работают неэффективно, потому всё перекладывают на потребителей, — отметил он, добавив, что сегодня кабинетом министров установлены основные критерии регулирования тарифов ЖКХ, которые призваны обеспечить прозрачность работы комплекса. Введены стандарты раскрытия информации, и уже в апреле сведения должны быть опубликованы, чтобы ими могли пользоваться как аналитики, так и рядовые граждане.
Проблему усугубляет и отсутствие контроля за тем, как расходуются собранные с владельцев жилого фонда средства. Жилищный кодекс дал им такое право ещё пять лет назад, обязав управляющие компании вести подомовой учёт затрат на содержание жилого фонда и отчитываться перед собственниками жилья.
В Рязани позитивные сдвиги начались в 2008 году, когда вышло постановление городской администрации «О переходе на поадресный учёт затрат на содержание общего имущества многоквартирных домов». Не так давно этот вопрос поднял глава администрации Рязани Олег Шишов на встрече с представителями обслуживающих организаций многоквартирных домов Октябрьского района, дав им поручение предоставлять жильцам фонда, который они обслуживают, абсолютно полную информацию о расходовании средств по каждому дому.

— Люди хотят знать, на что идут деньги, которые они платят за обслуживание домов. Это их конституционное право, -заявил Олег Владимирович. - Согласно региональному законодательству, отчёт за прошедший год должен предоставляться собственникам в течение первого месяца следующего года. Большое значение имеет и то, каким образом информация о расходовании средств доводится до квартиросъёмщиков.
Выполнение данного поручения возможно только при хорошо организованном учёте хозяйственной деятельности обслуживающих организаций. Стоит ли говорить, что такой учёт связан с обработкой огромного потока информации, поэтому даже при небольшом количестве обслуживаемых домов вести его традиционными (ручными) методами затруднительно. Сегодня для автоматизации такого учёта уже есть специализированные программные продукты, и один из них создан рязанскими разработчиками ОАО «КИВЦ Рязаньстрой» и управляющей компанией 000 КА «Ирбис».
Для разъяснений мы обратились к руководителю ООО КА «Ирбис» Игорю Квашнину и генеральному директору ОАО КИВЦ «Рязаньстрой» Владимиру Трескову. Как отмечают разработчики, созданные ими программные продукты позволяют управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, ЖЭУ и ЖСК комплексно решать вопросы учёта на всех участках обслуживания жилого фонда:
- вести поадресный (подомовой) учёт затрат на жилищно-коммунальные услуги (выполнять расчёты по всем стать¬ям затрат, формировать отчёты для владельцев жилья, планировать текущий ремонт и т. д.);
- вести расчёт тарифа на каждый дом с использованием дефектной ведомости, актов осмотра технического состояния дома и сметы работ по содержанию дома в жизнеспособном состоянии;
-отслеживать целевую направленность использования средств ТСЖ в бухгалтерском учёте и рассчитывать тариф «Содержание жилья».
Кроме того, для обслуживающих организаций, которые не могут или по каким-либо соображениям не желают получать оплату коммунальных услуг через единый расчётный центр, предлагается программный продукт фирмы «Весь учёт» - «Бухучёт в управляющей компании»,


позволяющий автоматизировать все расчёты с квартиросъёмщиками и работу паспортного стола.
- Хорошо представляя нужды предприятий ЖКХ, мы предусмотрели возможность поэтапного внедрения своих
разработок. Каждая организация может
приобретать и внедрять наиболее актуальные для них на текущий момент модули, автоматизируя наиболее важные, с их
точки зрения, участки учёта, — отмечает
Владимир Тресков.
На вопрос о дальнейших планах разработчики ответили, что внедрение предлагаемых программных модулей создаёт предпосылки для разработки единой системы управления, учёта и расчётов в сфере ЖКХ, позволяющей проводить всесторонний анализ формирования тарифов, нормативов, обеспечивать прозрачность всех расчётов, иметь на всех уровнях управления аналитическую информацию для контроля работы управляющих компаний, своевременно обнаруживать отклонения и нарушения, вплоть до каждого дома.
Внедрение данного программного продукта началось в 2009 году. На текущий момент отдельные модули используются в девяти ЖЭУ Рязани и на двух предприятиях Рязанской области. Большой интерес к этой разработке проявили организации других регионов — Брянской, Краснодарской, Свердловской, Оренбургской областей и Центрального региона.

Все интересующие вопросы можно задать по телефонам: 24-27-58, 92-28-40


Антонина Веселкова.

"Совет директоров". Номер 13 от 5 апреля 2010г.