Комплексный подход к автоматизации хозяйственного учёта для управляющих компаний и ТСЖ. («Совет директоров»)
К проблемам модернизации жилищно-коммунального хозяйства сегодня приковано внимание всех уровней власти — от президента до глав муниципальных образований. О реформах в этой отрасли говорится давно, однако их реализацию по-прежнему затрудняет множество до сих пор не решённых вопросов.
В начале года ситуация резко обострилась из-за неудержимого роста тарифов. По мнению вице-премьера правительства России Дмитрия Козака, негатив связан в большой степени с уклонением местных властей от реформирования жилищно-коммунальной системы. Пользуясь отсутствием должного контроля, управляющие компании и обслуживающие жилой фонд организации включают в тарифы все издержки, компенсируя таким образом свою бесхозяйственность.
- Работают неэффективно, потому всё перекладывают на потребителей, — отметил он, добавив, что сегодня кабинетом министров установлены основные критерии регулирования тарифов ЖКХ, которые призваны обеспечить прозрачность работы комплекса. Введены стандарты раскрытия информации, и уже в апреле сведения должны быть опубликованы, чтобы ими могли пользоваться как аналитики, так и рядовые граждане.
Проблему усугубляет и отсутствие контроля за тем, как расходуются собранные с владельцев жилого фонда средства. Жилищный кодекс дал им такое право ещё пять лет назад, обязав управляющие компании вести подомовой учёт затрат на содержание жилого фонда и отчитываться перед собственниками жилья.
В Рязани позитивные сдвиги начались в 2008 году, когда вышло постановление городской администрации «О переходе на поадресный учёт затрат на содержание общего имущества многоквартирных домов». Не так давно этот вопрос поднял глава администрации Рязани
— Люди хотят знать, на что идут деньги, которые они платят за обслуживание домов. Это их конституционное право, -заявил Олег Владимирович. - Согласно региональному законодательству, отчёт за прошедший год должен предоставляться собственникам в течение первого месяца следующего года. Большое значение имеет и то, каким образом информация о расходовании средств доводится до квартиросъёмщиков.
Выполнение данного поручения возможно только при хорошо организованном учёте хозяйственной деятельности обслуживающих организаций. Стоит ли говорить, что такой учёт связан с обработкой огромного потока информации, поэтому даже при небольшом количестве обслуживаемых домов вести его традиционными (ручными) методами затруднительно. Сегодня для автоматизации такого учёта уже есть специализированные программные продукты, и один из них создан рязанскими разработчиками ОАО «КИВЦ Рязаньстрой» и управляющей компанией 000 КА «Ирбис».
Для разъяснений мы обратились к руководителю ООО КА «Ирбис» Игорю Квашнину и генеральному директору ОАО КИВЦ «Рязаньстрой» Владимиру Трескову. Как отмечают разработчики, созданные ими программные продукты позволяют управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, ЖЭУ и ЖСК комплексно решать вопросы учёта на всех участках обслуживания жилого фонда:
- вести поадресный (подомовой) учёт затрат на жилищно-коммунальные услуги (выполнять расчёты по всем стать¬ям затрат, формировать отчёты для владельцев жилья, планировать текущий ремонт и т. д.);
- вести расчёт тарифа на каждый дом с использованием дефектной ведомости, актов осмотра технического состояния дома и сметы работ по содержанию дома в жизнеспособном состоянии;
-отслеживать целевую направленность использования средств ТСЖ в бухгалтерском учёте и рассчитывать тариф «Содержание жилья».
Кроме того, для обслуживающих организаций, которые не могут или по каким-либо соображениям не желают получать оплату коммунальных услуг через единый расчётный центр, предлагается программный продукт фирмы «Весь учёт» - «Бухучёт в управляющей компании»,
позволяющий автоматизировать все расчёты с квартиросъёмщиками и работу паспортного стола.
- Хорошо представляя нужды предприятий ЖКХ, мы предусмотрели возможность поэтапного внедрения своих
разработок. Каждая организация может
приобретать и внедрять наиболее актуальные для них на текущий момент модули, автоматизируя наиболее важные, с их
точки зрения, участки учёта, — отмечает
Владимир Тресков.
На вопрос о дальнейших планах разработчики ответили, что внедрение предлагаемых программных модулей создаёт предпосылки для разработки единой системы управления, учёта и расчётов в сфере ЖКХ, позволяющей проводить всесторонний анализ формирования тарифов, нормативов, обеспечивать прозрачность всех расчётов, иметь на всех уровнях управления аналитическую информацию для контроля работы управляющих компаний, своевременно обнаруживать отклонения и нарушения, вплоть до каждого дома.
Внедрение данного программного продукта началось в 2009 году. На текущий момент отдельные модули используются в девяти ЖЭУ Рязани и на двух предприятиях Рязанской области. Большой интерес к этой разработке проявили организации других регионов — Брянской, Краснодарской, Свердловской, Оренбургской областей и Центрального региона.
Все интересующие вопросы можно задать по телефонам: 24-27-58, 92-28-40
Антонина Веселкова.
"Совет директоров". Номер 13 от 5 апреля 2010г.